Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в документах ЕС к категории так называемых экологических налогов. Согласно определению Комиссии, экологические налоги могут быть в широком плане определены, как «все налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду». В число экологических входят налоги на выбросы в атмосферу углекислого газа и других вредных веществ (хлорфторуглеродов, оксидов серы и азота, свинца), на бытовые и промышленные отходы, загрязняющие землю и воду, а также на отдельные продукты, которые, после их использования, могут способствовать ухудшению экологической обстановки в ЕС (пестициды и другие химические продукты, применяемые в сельском хозяйстве, неподдающиеся рециклированию автомобильные покрышки, полиэтиленовые пакеты и другая упаковка, батарейки, бритвы и пр.). Помимо фискальных целей, такие налоги призваны стимулировать принятие налогоплательщиками профилактических мер по охране окружающей среды, а также обеспечивать их участие в устранении нанесенного ущерба согласно принципу «загрязнитель платит». Экологические налоги начали применяться скандинавскими странами еще в 80-е годы. До середины 90-х годов их роль в налоговых поступлениях росла медленно. В целом по ЕС доля таких налогов в совокупном ВВП стран-членов увеличилась с 2,6% в 1980 г. до 2,9% в 1994 г. Небольшой рост отмечался в 1995—1996 гг. в основном за счет расширения состава членов ЕС. В настоящее время экологические налоги практикуются большинством стран ЕС. Особый интерес представляет налог на энергоносители, используемые в качестве моторного топлива, для отопления и в электроэнергетике. В Нидерландах, например, подобный налог, принятый на основе Закона об охране окружающей среды, взимается с нефтепродуктов, угля и газа, произведенных в стране или импортированных для использования в качестве топлива. Ставки налога установлены в зависимости от степени загрязнения атмосферы при сжигании данного энергоносителя: на бензин (за 1000 л) — 24,10 гул., на уголь (за 1000 кг) — 22,64 гул., на природный газ (за 1000 м3) — 20,79 гул. При потреблении свыше 10 млн. м3 — ставка на природный газ снижается почти вдвое, что является дополнительным стимулом для перехода на экологически более чистое топливо. Следует отметить, что на бензин, дизельное топливо и отопительный мазут налог на топливо в Нидерландах взимается в дополнение к соответствующим акцизам, размер которых в ряде случаев также учитывает экологические критерии (например, зависимость ставки акциза на бензин от содержания свинца). В связи с большими различиями в структуре и методах применения национальных экологических налогов, которые оказывают существенное воздействие на условия конкуренции, Комиссия неоднократно ставила вопрос об их гармонизации в рамках Сообщества. В 1991 г. она внесла в Совет ЕС проект директивы о введении единого налога на энергоносители, призванного уменьшить загрязнение атмосферы выбросами углекислого газа (CO2). Имеется в виду, что налог будет стимулировать рациональное использование энергии и ориентировать потребителей на экологически более чистое топливо; это, в частности, облегчило бы выполнение международных обязательств Сообщества по стабилизации выбросов CO2 к 2000 г. на уровне 1990 г. Комиссия предлагает на первом этапе установить минимально допустимые ставки налога на отдельные виды топлива, а в дальнейшем (ориентировочно с 2000 г.) перейти к взиманию единого налога на энергоносители. Однако представленный ею проект директивы до сих пор не принят Советом ЕС.